Спринтер - это кто? Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. Гладкий бег — что это, виды и дистанции Дистанции для гладкого бега

Спринтер - это кто? Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. Гладкий бег — что это, виды и дистанции Дистанции для гладкого бега

Основные

1. Бег с целью изучения техники основных фаз (постепенно увеличивая скорость).

2. Бег для совершенствования техники в целом.

Подводящие

1. Имитация на месте постановки ноги с передней части стопы.

2. Медленный бег на передней части стопы.

3. Бег в равномерном темпе.

4. Бег по обозначенной на грунте прямой линии (очерченно­му коридору, скамейке).

5. Прыжки с ноги на ногу (на гладком грунте, через пред­меты).

6. Бег через предметы, расставленные на различное расстоя­ние (для отработки длины шага, частоты и т. п.).

7. Бег с увеличением скорости.

8. Ускорение по сигналу.

9. Бег под гору.

10. Старт после потери равновесия из положения, стоя на па­раллельно расставленных ногах.

И. Старт после потери равновесия из положения, стоя с накло­ном туловища вперед.

12. Бег с высокого старта.

13. Овладение правильным положением при низком старте.

14. Бег со старта в гору.

15. Бег со старта, пробегая под планкой.

16. Бег со старта по обозначенной на грунте линии.

17. Старт из положения, когда ступни ног расположены парал­лельно, а руки упираются в грунт впереди плеч.

18. Имитация работы рук при беге на месте.

Подготовительные

1. Прыжки с ноги на ногу на прямых ногах, отталкиваясь стопой.

2. Прыжки и бег со скакалкой.

3. Скачки на одной ноге.

Для совершенствования техники

1. Пробегание отрезков дистанции (20-60 м) с хода и с фик­сированием времени.

2. Пробегание отрезков дистанции в заданном темпе.

3. «Семенящий бег».

4. Бег с высоким подниманием бедра.

5. Бег с отведением бедра назад, забрасывая голень.

6. Старты по сигналу из различных положений: а) сидя; б) лежа; в) на животе; г) лежа на спине.

Количество уроков для прохождения темы, их последователь­ность во всех классах определяет сам учитель, учитывая особен­ности работы в данной школе, подготовки класса и требования возрастной методики обучения, а также анатомо-физиологические и психологические особенности глухих школьников.

Обычно в школе большинство уроков первой и четвертой чет­верти посвящается разделу «Легкая атлетика» (часть уроков про­водится во II и III четвертях). За время уроков одной четверти с учащимися старших классов можно пройти (по предлагаемой в пособии тематической методике) до 3-4 тем. На каждую тему выделяется серия уроков - 3-4 урока.

РАБОЧИЕ ПЛАНЫ, КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основными документами оперативного планирования - в школе глухих детей являются рабочий план, план-конспект урока и рас­писание занятий. Рабочий план составляется на каждую четверть согласно графику прохождения учебного материала по легкой ат­летике и графикам прохождения отдельных ее видов в школьной программе по физической культуре.

При составлении поурочных планов определяются более кон­кретные задачи, подбираются необходимые средства и поурочно указываются направленность работы, и ее объем по времени в за­висимости от условий и места занятий.

В рабочем плане по легкой атлетике на четверть конкрети­зируются упражнения, методические приемы, а также определя­ются учебные требования для проверки успеваемости и эффектив­ности проводимых занятий.

В начале поурочного рабочего плана на четверть необходимо указать главные задачи, перечисленные программой, часть из ко­торых должна быть решена в данной четверти.

Приводим примерные рабочие планы по легкой атлетике для учащихся VII класса, гимнастике - для III класса. Данное плани­рование предлагают учителя физической культуры Н. С. Крайний, А. А. Деньга и С. Н. Пучков из Запорожья.

На каждый урок у учителя физической культуры должен быть план-конспект, где поставлены четкие задачи на данное занятие, подобраны упражнения для решения поставленных задач и ука­заны методы организации всего учебного процесса по физической культуре.

В конспекте урока следует также отражать контрольные тре­бования к освоению физических упражнений.

Ниже приведены основные учебные требования, которые мо­гут служить критериями оценки качества выполнения учениками техники легкоатлетических упражнений.

Ходьба и бег

1. Уметь сочетать движения рук и ног в разновидностях ходь­бы, гладкого бега с препятствиями в момент отталкивания.

2. Иметь точное представление о положении туловища и осо­бенностях постановки стопы на грунт после очередной фазы опо­ры в ходьбе или полете в беге.

3. Уметь соизмерять скорость и темп движений, как отдель­ных беговых шагов, так и всего бега на определенной дистанции.

4. Уметь не делать лишних движений, правильно сочетать ды­хание с темпом шагов.

5. Знать и уметь выбирать способ наиболее целесообразного вида передвижения для решения различных двигательных задач.

6. Знать и уметь применять правила соревнования по ходьбе и бегу.

1. Научить сочетать движения рук и ног в отталкивании с места.

2. Знать и уметь выполнять основные требования по выпол­нению приземления (мягкость, безопасность, связь с предыдущи­ми движениями).

3. Уметь в «атакующем» стиле выполнить последние шаги и ритм заключительной части разбега при подготовке к отталкива­нию.

4. Знать наиболее целесообразные исходные положения для отталкивания в разных прыжках с места и с разбега.

5. Уметь использовать большую скорость разбега для улуч­шения результатов прыжка.

6. Знать и уметь выполнять главные движения отталкивания, обеспечивающие (в разных по цели прыжках) необходимые ус­ловия для успешного осуществления движений полета.

Расписание занятий составляется директором школы и утверж­дается на педагогическом совете.

При составлении расписания уроков и внеклассных занятий по физкультуре следует придерживаться гигиенически обоснован­ных рекомендаций по чередованию умственной и физической ра-ооты глухих учащихся, учитывать их психическую особенность Уроки физкультуры целесообразно проводить в середине учебного дня (в I-IV классах - на третьем, а в V-XII классах - на чет­вертом часу занятий). Такие рекомендации основаны на том, что у глухих учащихся при переключении с умственной работы на физическую хорошо восстанавливается работоспособность коры головного мозга. Не рекомендуется проводить уроки физкультуры с детьми младшего школьного возраста в последние часы за­нятий.

В начальных классах школ-интернатов для глухих детей уро­ки физкультуры иногда переносят на вторую половину дня. Это позволяет сократить число уроков в первой половине с 8 ч 30 мин до И ч. Можно заниматься чтением с губ, обучением произноше­нию, развитием речи, а время с 12 до 13 ч отвести на приготовле­ние домашних заданий по этим предметам.

Представляем примерные конспекты уроков для глухих уча­щихся.

План-конспект урока по баскетболу для глухих школьников V класса

Задачи: 1. Учить технике основной стойки, передвижению в за­щитной стойке приставными шагами вперед, назад, на­право, налево.

2. Учить технике остановки шагом.

3. Ознакомить с техникой ловли мяча двумя руками на месте, с выходом навстречу летящему мячу.

4. Учить слова: «передвижение», «защитная стойка». Фразеология: «Мы познакомились с техникой ловли мяча двумя руками на месте».

Место проведения - спортивный зал.

Инвентарь - 25 баскетбольных мячей, 25 набивных мячей, 40 ска­калок, 4 гимнастические скамейки, 6 тумб высотой до 60 см.

Содержание Дозировка Организационно-методические указания

Подготовительная часть 12 мин Единая форма, равнение в шеренге

Построение, рапорт, сообщение задач 2-3 раза

урока. Правила поведения учеников

на уроках по баскетболу. Повороты

на месте: «Налево», «Направо»,

«Кругом»

Ходьба: обычная, на носках 40 м Ноги прямые, руки за голову

Бег в чередовании с ходьбой приставными

шагами, левым, правым бо­ком, спиной по

направлению дви­жения 3X40-60 м 20 м ходьба, смотреть вперед, смотреть через

левое плечо

Ходьба по бревну 2-3 раза

Ходьба высоко поднимая бедра, захлестывая

голени 2X20-30м Бедро вверх повыше, пяткой коснуться тела

Прыжки на двух ногах, с высоты

60 см, в длину с разбега 5-6 шагов 10-12 раз приземляться на носки, использовать маты

Ходьба с перестроением в колонну по четыре Команда: «Налево по четыре - марш!». Обра­зовать четыре круга

А. Упражнения с набивными мячами

1. Передача мяча по кругу 3-4 раза передача мяча из рук в рук от 2 до 5 мячей

массой 1-2 кг на 10-12 учеников

2. То же, над головой 3-4 раза в виде эстафеты

3. Перекатывание мяча по кругу 3-4 раза

4. Подбрасывание мяча вверх и лов- 7-8 раз ля

5. То же, после хлопка в ладони за ^~ 8 раз спиной. Перестроение в две шеренги

6. Броски мяча двумя руками в па- 7_8 раз рах с места из-за головы снизу

Б. Развитие двигательных качеств

(динамической силы рук и прыжко­вой выносливости)

1. И. п.- взявшись за руки, пальцы 7-8 раз скрестно: 1 - руки согнуть, 2 - ра­зогнуть

2. И. п. - упор лежа: 1 - руки со- 5-7 раз гнуть, 2 - и. п.

3. И. п.- руки на поясе: 1 - при- 7-8 раз сесть, 2 - и. п.

4. И. п.- то же, 1-4 - прыжки на 3-5 раз

двух ногах, 1-4 то же, на правой,

1-4 - то же, на левой

5. Прыжки на двух ногах со ска- 1-2 раза

Передача мяча из рук в руки от 2 до 5 мячей массой 1-2 кг на 10- 12 учеников В виде эстафеты В виде эстафеты Мяч встречать прямыми руками

«За направляющим в об­ход налево, шагом марш!», «Налево по два марш!»

Расстояние 7-8 м, мяч в воздухе не ловить

Стоя на месте с сопро­тивлением

Туловище прямое, гру­дью коснуться пола

На носках, вверх повы­ше

140-150 прыжков на носках

Легкоатлетические упражнения оказывают довольно разностороннее влияние на организм человека. Они укрепляют его здоровье (особенно ускоренная ходьба, оздоровительный бег или бег «трусцой»), улучшают психические функции, при условии выполнения разнообразных по характеру и направленности упражнений развивают большинство физических способностей: все виды выносливости, силу, быстроту, координационные способности, гибкость, скоростно-силовые способности т.д.

Лёгкая атлетика делится на пять разделов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья, которые в свою очередь подразделяются на многие виды, разновидности и варианты. Рассмотрим их более подробно.

Ходьба. Самое простое и доступное упражнение для всех возрастов и категорий граждан, так как за её основу принят естественный способ передвижения человека. При продолжительной и равномерной ходьбе в работе участвуют практически все или большинство мышечных групп и суставов человека, что усиливает деятельность его сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем, а также органов человеческого организма.

Кроме обычной ходьбы существует и спортивная ходьба – довольно сложное по структуре и технике выполнения двигательное действие, но вместе с тем и самое эффективное, так как требует повышенных энергетических затрат вследствие более высокой интенсивности работы. Это в свою очередь улучшает работоспособность человека, развивает у него определённые физические способности, прежде всего силу и выносливость, воспитывает волевые качества. Главное отличие спортивной ходьбы от обычной в сохранении постоянного опорного положения. Поэтому на соревнованиях специально назначенные судьи следят за выполнением этого требования. В случае если у спортсмена во время прохождения дистанции появляется безопорное положение, то он сначала предупреждается, а при повторном случае снимается с соревнований. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся по дорожке стадиона, по дорогам и шоссе, а также на время:

Спортивная ходьба по беговой дорожке стадиона проводится на дистанцию 3, 5, 10, 15, 20 (М и Ж) и 50 км (М);

По дорогам и шоссе проводится на дистанцию 20, 30 (М и Ж) и 50 км (М) из них на 20 (М и Ж) и 50км (М) являются олимпийскими видами;

На время: часовая и двухчасовая (М и Ж).

Бег. Является наиболее массовым видом физических упражнений, так как тоже (как и ходьба) основан на естественном способе передвижения человека. Бег входит в содержание многих видов лёгкой атлетики, а также других видов спорта в сочетании с основными для них двигательными действиями: спортивных игр, прыжков, метаний и др.

При беге (особенно по пресечённой местности) также как и при ходьбе в работу вовлекается большинство мышечных групп туловища, верхних и нижних конечностей. За счёт этого усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что при систематическом их выполнении позволяет человеку противодействовать развитию у него утомления, а, следовательно, повышению работоспособности.


Кроме того, изменяя длину дистанции, темп и ритм бега можно дозировать нагрузку и таким образом влиять на развитие физических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей и др. Так длительный бег с невысокой скоростью в парках и особенно в лесу, имеет не только гигиеническое значение, но и является одним из лучших средств оздоровления. Бег в более высоком темпе сопровождается усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сопровождается повышением обмена веществ и т.д., что является необходимым и наиболее важным условием развития выносливости. Бег в максимальном темпе служит эффективным средством для развития силы и быстроты. В процессе занятий бегом воспитываются и многие морально волевые и нравственные качества человека: ответственность, самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, упорство и др.

В лёгкой атлетике выделяют четыре разновидности бега: гладкий бег, бег с препятствиями, эстафеты и кроссы (по пересечённой местности в естественных условиях).

Гладкий бег проводится по беговой дорожке стадиона (против часовой стрелки) на определённую дистанцию или на время. К разновидностям гладкого бега, как среди мужчин (М), так и среди женщин (Ж) относятся:

Бег на короткие дистанции: 30, 50, 60, 100, 200, 300 и 400 метров (М и Ж) из которых по первым трём дистанциям соревнования, как правило, проводятся только в залах;

Бег на средние дистанции: 500 (Дев.), 600, 800, 1000, 1500 (М и Ж) и 2000 метров (Ж);

Бег на длинные дистанции: 3000, 5000 и 10000 метров (М и Ж);

Бег на сверхдлинные дистанции: 20, 25 и 30 км (М);

Бег на время: часовой и двухчасовой (результаты такого бега определяются по длине дистанции в метрах, пройденной за указанное время – только для мужчин).

Бег с препятствиями проводится по дорожке, на которой установлены искусственные препятствия. Он имеет две разновидности:

Барьерный бег (преодолеваются однотипные препятствия на каждой дорожке, расставленные равномерно по дистанции, имеющую разную высоту барьера для юношей, девушек, мужчин и женщин и соответственно длину дистанции) проводится на расстояние 50, 55, 60, 80, 100, 110, 200, 300 и 400 метров;

Бег с препятствиями (проводится по беговой дорожке и одному из секторов, на котором расположена яма с водой) проводится на дистанцию 1500, 2000 и 3000 метров (М и Ж).

Эстафетный бег. Командный вид бега при котором дистанция делится по числу участников в команде на отдельные этапы. Целью эстафетного бега является передача эстафеты от одного участника другому от старта до финиша. При этом этапы могут состоять из коротких, средних и смешанных дистанций. В основном эстафетный бег проводится по дорожкам стадиона:

Эстафетный бег на короткие дистанции: 4Х60м (мальч.), 4Х100м, 4Х200м, 4Х400м (М и Ж);

Эстафетный бег на средние дистанции: 5Х500м (Дев.), 3Х800м (Ж), 4Х800м, 10Х1000м и 4Х1500м(М).

Эстафетный бег со смешанной дистанцией: 400-300-200-100м или 100-200-300-400м, 800-400-200-100м или 100-200-400-800м (М и Ж).

Бег в естественных условиях. Проводится по пресечённой местности (кросс) или по дорогам (шоссе, просёлочные дороги):

Бег по местности (кросс) на дистанции: 500м (Ж), 1, 2, 3, 5 (М и Ж), 8, 10, 12 и 14км (М);

По дорогам: 20-30км (М) и марафонский бег на расстояние 42км 195м (М и Ж).

Прыжки. Один из способов преодоления препятствий. Они характеризуются интенсивными и кратковременными мышечными усилиями, так называемой «взрывной» силой, и являются одним из эффективных средств укрепления мышц нижних конечностей и туловища, а также способствуют развитию скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей человека. Прыжки подразделяются на прыжки с места и прыжки с разбега. Все виды прыжков культивируются как среди мужчин, так и среди женщин.

Прыжки с разбега – прыжки в высоту, в длину, с шестом и тройной.

Прыжки с места – прыжки в высоту, в длину и тройной.

Метания. Метания – это упражнения, связанные с определённым способом перемещения снарядов в пространстве. Все они выполняются на дальность и также как в прыжках характеризуются интенсивными и кратковременными мышечными усилиями. Однако в отличии от прыжков при метаниях в работу вовлекаются не только мышцы ног и туловища, но и мышцы рук и плечевого пояса. Чтобы показывать высокие результаты в метании необходим высокий уровень развития силы, быстроты и координированности. В зависимости от способа выполнения метания делятся на три вида: бросок из-за головы; с поворотом; толчком (толканием). Этими видами упражнений занимаются мужчины и женщины.

Броском из-за головы метаются: теннисный мяч, граната, копьё. С поворотом метаются диск и молот. Толчком осуществляется толкание ядра.

Многоборья. Включают в себя комплекс упражнений, состоящих из бега, прыжков и метаний. Поэтому многоборья предъявляют повышенные, по сравнению с другими легкоатлетическими упражнениями, требования к уровню подготовленности спортсмена. Помимо отменного технического мастерства, психологической подготовки, многоборцы должны обладать разносторонним и высоким уровнем развития быстроты, выносливости, силы, координации и гибкости, т.е. всех физических качеств и их разновидностей. Занятия многоборьем могут являться хорошей основой и для специальной тренировки в некоторых видах лёгкой атлетики. Многоборья включают в себя: троеборье, четырёхборье, пятиборье, шестиборье, семиборье, восьмиборье и десятиборье.

Троеборье представлено двумя видами: 1– ядро, прыжок в высоту или длину (по выбору), бег 300м (занимаются женщины, девушки и девочки); 2 – бег 300м, прыжок и метание (копьё, диск, ядро) по выбору (занимаются мужчины, юноши и мальчики). Здесь и далее все упражнения перечислены в той очерёдности, которая должна соблюдаться на соревнованиях.

Четырёхборье представлено тремя видами: 1 – бег 100м, прыжок в длину, метание диска и копья (занимаются мужчины, и юноши); 2 – бег 100м с/б, высота, бег 100м, ядро (занимаются женщины и девушки); 3 – школьное многоборье (только для девочек): бег 60м, метание мяча 150г, прыжок в длину и высоту.

Пятиборье бывает мужское, женское и для девушек. Мужское включает: прыжок в длину, метание копья, бег 200м, метание диска и бег 1500м. Женское проводится в 2 дня и включает: бег 100м с/б (60м – в залах), толкание ядра, прыжки в высоту и длину, бег 800м (600м – в залах). Для девушек: бег 100м с/б, толкание ядра 3кг, прыжки в высоту и длину, бег 800м.

Шестиборье предусмотрено только для юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 100м, прыжок в длину, метание диска 1,5кг, бег 110м с/б, толкание ядра 5кг, прыжки с шестом.

Семиборье предусмотрено только для мужчин и юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 60м, прыжок в длину, толкание ядра (7,257кг – мужчины и 6кг – юноши), прыжок в высоту, барьерный бег (60м – мужчины и 100м – юноши), прыжки с шестом, бег 1000м.

Восьмиборье предусмотрено только для юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 100м, прыжок в длину, метание копья, прыжок в высоту, бег 100м с/б, прыжок с шестом, метание диска 1,5 кг, бег 1500м.

Десятиборье предусмотрено только для мужчин и юношей, проводится в 2 дня и включает: мужчины – бег 100м, прыжок в длину, толкание ядра (7,257кг), прыжок в высоту, бег 400м и 100м с/б, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500м; юноши – бег 100м, прыжок в длину, толкание ядра (6кг), прыжок в высоту, бег 400м и 100м с/б, метание диска 1,5кг, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500м.

Необходимо отметить, что многие из перечисленных видов легкоатлетических упражнений входят не только в программу физического воспитания населения, но и в программу различных соревнований. В этом плане исключения составляют многоборья, которые входят только в содержание спортивной тренировки и программу соревнований, так как это самый длительный по времени выполнения, изнуряющий и тяжёлый по энергозатратам вид легкоатлетических упражнений.

В заключении хотелось бы отметить, что лёгкая атлетика является не толко важным и обязательным разделом физического воспитания населения, но и одним из популярных видов спорта. По ней проводятся соревнования от первенства школы до чемпионатов Европы, Мира, Олимпийских игр. Если говорить о программе Олимпийских игр по лёгкой атлетике, то она является самой ёмкой по количеству наград - по ней разыгрывается свыше 40 комплектов медалей, а точнее 46. Поэтому Международная федерация лёгкой атлетики является самым представительным по количеству стран, входящих в её состав, а также числу спортсменов, представляющих эти страны и завоёвывавших медали и кубки на крупных международных соревнованиях, включая и олимпийские.

Практически все олимпийские дистанции в легкой атлетике подразумевают гладкий бег – это прохождение спринтерского, среднего или длинного расстояния по исключительно ровной поверхности. Преимущественно проводится на стадионе или крытом помещении на специальном обрезиненном покрытии.

Бег по гладкой поверхности активно применяют тренеры детских беговых школ при освоении техники. Главным преимуществом является:

  • Отсутствие перепадов высот
  • Исключительно гладкая поверхность
  • Комфортное приземление и отталкивание стопы

Какие дистанции гладкого бега считаются спринтерскими?

Существует три вида спринтерских дистанций, которые включены в олимпийскую программу: 100, 200 и 400 метров. Также существуют разновидности спринтерского бега в виде 30 и 60 метров, которые широко применяются в школах. При этом дистанция 60 метров включена в программу мировых и европейских чемпионатов в крытых помещениях.

Спринтерские дистанции применяются в эстафетном беге 4×100 и 4×400, а также в барьерном беге у мужчин 110 метров и женщин – 100 метров.

  1. Старт
  2. Стартовый разгон
  3. Бег по дистанции
  4. Финиширование

Старт – подразумевает принятие спортсменом удобного положения на старте. Спортсмен должен находиться за линией старта и не касаться ее, поскольку стартовая линия входит в общее расстояние дистанции. Положение спортсмена на старте зависит от дистанции: спринт – низкий старт, средняя и длинная дистанции – высокий.

Стартовый разгон – выполняется три длинных и быстрых шага для набора скорости в максимально короткие сроки. Нарастание темпа также зависит от расстояния. Спринтеры уже на 30-40 метрах выходят на пик скорости. В тоже время стайеры набирают удобную скорость уже через 10-15 метров.

Бег по дистанции – заключается в поддержании необходимого темпа на протяжении всей дистанции до финишной черты. Финишная линия не входит в общую длину, и первое ее касание является фактом финиширования.

Финиширование – является фактом окончания дистанции с фиксацией времени спортсмена. Финиширование происходит на последних метрах дистанции и осуществляется двумя способами: бросок грудью и финиш боком.

Среди различных физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, главная роль принадлежит легкоатлетическим. Почти все виды спорта включают бег, ходьбу, метания, прыжки, поэтому овладение соответствующей техникой – важная задача учебного процесса. Как проверить уровень освоения легкоатлетических упражнений школьниками? Что может служить критериями оценивания? На чем следует делать акцент в разных классах?

Что оценивать?

Арсенал легкоатлетических упражнений составляют различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также их комплексное применение в многоборьях.

Ходьба – естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. Главное здесь – это постоянный контакт спортсмена с дорожкой: опора одной или двумя стопами. На уроках спортивная ходьба применяется как переход от обычной ходьбы к бегу и наоборот.

Бег – главный вид легкой атлетики, центральная часть всех соревнований, составная часть прыжков и метаний. Подразделяется на гладкий, с препятствиями, эстафетный и бег по пересеченной местности.

Виды бега:

– бег на короткие дистанции от 30 до 400 м;
– бег на средние дистанции от 500 до 2000 м;
– бег на длинные дистанции от 3000 до 10 000 м;
– эстафетный бег с произвольной длиной дистанций;
– кроссовый бег.

Технику бега условно подразделяют на следующие фазы:

– старт;
– стартовый разгон;
– бег по дистанции;
– финиширование.

Гладкий бег – это бег по дорожке стадиона или по ровной площадке.

Старт – положение спорт­смена перед бегом; в беге на короткие дистанции – низкий старт, на средние и длинные дистанции – высокий старт.

Стартовый разгон – достижение спортсменом максимальной скорости бега.

Бег по дистанции – сохранение достигнутой скорости на всем протяжении бега.

Финиширование – это бег на последних метрах дистанции и так называемый «бросок на ленточку».

Метания – это упражнения, целью которых является перемещение снаряда в пространстве на возможно большее расстояние; в школьной программе – метание мяча и гранаты.

Прыжки по своему назначению подразделяются на прыжки в длину и в высоту. Выполняются как с места, так и с разбега. В школьной программе в основном используются прыжки в длину способом «согнув ноги», а в высоту – способом «перешагивание».

Критерии оценивания

При оценивании деятельности учащихся на уроках легкой атлетики советуем обращать внимание на следующие моменты:

  • технику овладения программным материалом;
  • количественные показатели (результаты);
  • систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями;
  • соответствие физических возможностей школьников учебным нормативам;
  • индивидуальные изменения результатов при выполнении физических упражнений.

5-й класс

Высокий старт

В 5-м классе учащиеся должны научиться быстро бежать на передней части стопы, увеличивая длину шагов и скорость бега в стартовом разгоне (см. рис. 1).

Рис. 1. Высокий старт

По команде: «На старт!» бегун ставит сильнейшую ногу вплотную к стартовой линии, а другую ногу отставляет на шаг назад, ступни параллельно, туловище прямо, руки вдоль туловища.

По команде: «Внимание!» ноги немного сгибаются в коленях, туловище подается вперед, полусогнутая разноименная впереди стоящей ноге рука подается вперед-вниз, а другая чуть отводится назад.

По команде: «Марш!» резко и высоко вперед выносится бедро сзади стоящей ноги, и бегун бежит все удлиняющимися шагами с несколько увеличенным наклоном туловища вперед, активно работая руками.

Ошибки

  • Плечи вышли далеко вперед за впереди стоящую опорную ногу;
  • бегун стоит на прямых ногах;
  • впереди находится рука, одноименная впереди стоящей ноге;
  • голова сильно наклонена вперед-вниз.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, четко, уверенно, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено правильно, но неуверенно, допущено 1–2 ошибки;

Специальные беговые упражнения

1. Бег с высоким подниманием бедра. Бедро поднимается горизонтально площадке и выше, плечи расслаблены, руки согнуты в локтях, туловище слегка наклонено вперед. Бег выполняется на носках, в среднем и быстром темпе с незначительным продвижением вперед.

Ошибки

  • Бег на всей стопе, а не на носках;
  • незначительное поднимание бедра, голени;
  • отсутствует работа рук;
  • неправильное положение туловища.

2. Бег с захлестыванием голени. Бегун как бы подгоняет себя пятками, бедро опущено вниз, бег на носках с незначительным продвижением вперед, руки согнуты в локтях, темп выше среднего.

Ошибки

  • Отсутствует работа рук;
  • бег на полной ступне;
  • незначительное поднимание пяток;
  • низкая частота бега.

3. Бег прыжками. Передвижение осуществляется широкими прыжками, существует фаза полета, туловище вертикально земле, руки работают как при обычном беге.

4. Бег толчками. Ногами поочередно выполняется сильный толчок вперед-вверх с носка; незначительное продвижение вперед, активно помогая себе руками, туловище прямо.

Ошибки

  • Отсутствует работа рук;
  • толчок осуществляется всей стопой;
  • неправильное положение туловища;
  • слабая работа ног.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, четко, без ошибок;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Метание мяча с места

Рис. 2. Метание мяча из-за спины через плечо в вертикальную цель

Ученик располагается в 5–6 м от вертикальной цели – круга на стене, левая нога впереди, мяч в правой руке. Правая рука почти прямая отводится назад, локоть на уровне головы. Мяч бросается вперед-вверх предплечьем, рука разгибается в локтевом суставе, но не опускается вниз (см. рис. 2 а, б ).

Ошибки

  • Рука сильно согнута в локтевом суставе;
  • впереди находится нога, одноименная руке с мячом;
  • отсутствует резкое финальное усилие бросающей руки (хлест);
  • недостаточный замах бросающей руки.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено четко, без напряжения, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»

После небольшого разбега прыгун отталкивается от бруска одной ногой, другая со свободно опущенной голенью продолжает движение вперед. Затем толчковая нога подтягивается коленом вперед к маховой, туловище начинает движение, плечи вперед, затем обе ноги приближаются коленями к груди, руки поднимаются вверх, а затем опускаются назад-вниз, ноги сгибаются в коленях, и прыгун приземляется на две ноги (см. рис. 3 ).

Рис. 3. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»

Отталкивание , или толчок , – это переход от бега к полету или к самому прыжку. Необходимо выработать умение попасть при разбеге на доску отталкивания толчковой (сильной) ногой. Необходимо обратить внимание на момент перехода от разбега к безостановочному отталкиванию.

Ошибки

  • Толчковая нога выпрямляется недостаточно быстро;
  • верхняя часть туловища отклонена назад;
  • голова сильно наклонена вперед;
  • отсутствует работа рук;
  • заступ;
  • нет полета в шаге;
  • приземление на прямые ноги;
  • прыгун приземляется на опущенные назад руки.

Оценивание

  • «4» – упражнение выполнено, но неуверенно, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Прыжок в высоту способом «перешагивание»

С разбега под углом 35–40° прыгун отталкивается дальней от планки ногой; маховая нога, как и руки, согнутые в локтях, поднята вверх. В полете некоторое время сохраняется вертикальное положение. Достигнув высшей точки полета, прыгун переносит маховую ногу через планку, почти одновременно с этим движением поднимает вверх и толчковую ногу, переносит ее через планку и приземляется на маховую ногу с последующей постановкой толчковой ноги (см. рис. 4 ).

Рис. 4. Прыжок в высоту способом «перешагивание»

Во время взлета или полета следить, чтобы толчковая нога свисала вниз до тех пор, пока маховая нога не начнет опускаться за планкой. Если толчковая нога делает мах раньше, чем маховая начнет опускаться, прыгун может упасть на спину.

Контрольные нормативы
Нормативы Отметки
Мальчики Девочки
5 4 3 5 4 3
1. Прыжок в длину с места (см) 195 160 140 185 150 130
2. Бег 3×10 м (сек.) 8,5 9,3 9,7 8,9 9,7 10,1
3. Бег 30 м (сек.) 5,0 6,1 6,3 5,1 6,3 6,4
4. Бег 60 м (сек.) 10,0 10,6 11,2 10,4 10,8 11,4
5. Прыжок в длину с разбега (см) 340 300 260 300 260 220
6. Прыжок в высоту с разбега (см) 110 100 85 105 95 80
7. Бег 1000 м (мин., сек.) 5.0 5.2 Без учета
времени
5.2 6.0 Без учета
времени

Ошибки

  • Слабый толчок ногой;
  • маховая нога согнута;
  • отсутствует работа рук;
  • толчковая нога не успевает перейти через планку.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, уверенно;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Валерий Семенов ,
заслуженный учитель России, гимназия № 27, г. Курган

Бег в любом виде полезен и по-своему интересен. Зачастую, для начинающих бегунов некоторые виды бега остаются под завесой тайны. Они могут быть непопулярными или новыми и не успевшими получить огласку, но это не значит, что такие виды бега скучные и про них не надо знать.

Бег — естественное движение для человеческого организма. Раньше люди бегали, чтобы спастись от диких зверей или наоборот, чтобы охотиться. Позже начали проводить соревнования по бегу. Следует вспомнить, что беговые состязания проводились на первых Олимпийских играх. Сейчас люди бегают для поддержания здоровья, , используют бег, как базовую подготовку в различных видах спорта и по многим другим причинам. За все время, пока люди бегут, появилась большая вариация видов бега.

Сегодня можно выделить различные виды бега, опираясь на те или иные критерии. В первую очередь, следует понимать, что бег может быть любительским и профессиональным. Первым, конечно же, занимается намного больше людей, и он широко распространен среди сторонников здорового образа жизни. Чтобы заниматься любительским бегом, не обязательно обращаться за помощью к профессиональным тренерам и планировать сложные тренировочные планы. Главное в любительском беге — это получать удовольствие, не стоит себя перегружать во время пробежек и заставлять выходить на нее, когда мало свободного времени и нет сил. Это, конечно же, огромный плюс в пользу любительского бега против профессионального.

Профессиональный бег — это уже тяжелая работа. Здесь не может идти и речи о том, чтобы пропустить хотя бы одну тренировку, ведь может нарушиться сложная тренировочная система. Профессиональный бег — это зачастую работа на пределе. Во время некоторых тренировок, атлеты могут падать без сил и об удовольствии не может идти и речи. Зато чувство удовлетворения, получаемое после победы в соревнованиях, нельзя ни с чем сравнить. В эти моменты понимаешь, что тяжелые тренировки не зря заняли много времени и сил.

Если говорить про виды бега, то джоггинг или бег трусцой следует упомянуть в первую очередь. Это обусловлено тем, что он является самым популярным среди как любителей, так и профессионалов. В чем же особенность такого бега? Джоггинг — бег в аэробной зоне с низким темпом 7-10 мин/км. Для начинающих бегунов — это отличная тренировка, которая приносит максимум пользы и минимум вреда. Для профессионалов джоггинг — это восстановление после тяжелой тренировки.

Во время бега трусцой работают все те же самые мышцы, что и во время обычного бега. Именно поэтому им следует заниматься людям с избыточным весом и всем другим, кому противопоказаны тяжелые физические нагрузки. За счет небольшой скорости бега, снижается травмоопасность, что делает джоггинг лучшим вариантом для любителей и начинающих.

Бег со средней интенсивностью

Бег со средней интенсивностью — это золотая середина. Он дает уже большую нагрузку на организм, чем бег трусцой, но в то же время посилен людям и без специальной подготовки. Им могут заниматься любители, которые обладают уже достаточной формой, чтобы выдержать темп бега в 4,5-6 мин/на километр. Что касается профессионалов, то подобный вид бега является основной тренировкой в базовый подготовительный период. При таком беге следует следить за своей техникой бега и выбирать подходящую поверхность. Это связано с повышенной травмоопасностью среднего бега.

Быстрый бег — это уже удел профессиональных легкоатлетов. Интересно отметить, что быстрый бег — широкое понятие. Ведь темп 3 минуты на километр для марафона быстрый, а для стайерской дистанции уже очень медленный. Быстрый бег — это чаще всего либо тренировка, либо соревнования. На тренировках спортсмены оттачивают необходимый темп, который они должны будут реализовать во время соревнований.

Переменный бег

Переменный бег является одной из разновидности тренировок, который имеет большое количество различных вариаций. Это количество ограничивается только воображением тренера. Переменный бег является очень эффективным для любой дистанции и любого атлета. Многие любители включают переменный бег в свои тренировки, особенно при подготовке к любительским соревнованиям и забегам.

Гладкий бег

Такое понятие можно часто услышать из уст профессиональных тренеров или атлетов. Под понимается бег по дорожке стадиона без препятствий. Нельзя сказать, что он является самым простым. Ведь именно на дорожках спортсмены развивают самые высокие скорости и должны поддерживать их на протяжении всей дистанции.

Спринтерский, и бег на средние дистанции

Деление на данные виды бега широко применяется среди профессионалов. Оно необходимо для того, чтобы подготовиться к определенной дистанции. Ведь, чтобы бегать короткие или дистанции нужна определенная подготовка, отличающаяся от тренировок к средним дистанциям. Спринтерскими дистанциями является бег на 100, 20 и 400 метров, средними — 800, 1500, 3000 метров с препятствиями, а к длинным дистанциям относится бег на 5000 метров и больше, но олимпийскими являются только 5000, 10000 и 42 195 метров.

Бег с препятствиями и с барьерами

Многие считают, что это совершенно одинаковые виды бега и просто по-разному называются, но это не так. К барьерному бегу относится бег на дистанцию 110 метров для мужчин, 100 метров для женщин и 400 метров. На каждой дорожке в определенных местах устанавливаются барьеры. Их высота зависит от пола атлета и дистанции, которую он преодолевает.

Бег с препятствиями по-другому называют стипль-чез. В этой дисциплине спортсмены должны преодолеть дистанцию в 3 километра. В одном месте на кругу имеются препятствие, которое чем-то напоминает барьер, только имеет большие размеры и устойчивее, и яма с водой, в которую атлеты неизбежно попадают после преодоления препятствия. Если в барьерном беге спортсмен может легко сбить барьер, но потерять время, то в стипль-чезе это уже не удастся сделать. Данные дисциплины являются очень зрелищными и непредсказуемыми.

Шоссейный бег

Все что нужно знать про бег по шоссе, сказано уже в его названии. Когда говорят про этот вид бега, подразумевают бег на длинные дистанции, например, марафон и полумарафон. Дело в том, что забег на такую длинную дистанцию невозможно организовать на стадионе, поэтому дистанции длиннее 10-ти километров проводят уже под открытым небом. Для серьезных соревнований организаторы стараются спланировать дистанцию без сильных перепадов высот. Не на каждой марафонской трассе получится побить мировой рекорд или хотя бы показать хороший результат. Например, трасса Казанского ежегодного марафона является очень сложной, имеет много спусков и подъемов и проложена по ветреным местам.

Кроссовый бег

Кросс — бег по пересеченной местности. В случае с кроссовым бегом не может идти и речи о гладкой стадионной дорожке или хотя бы о ровной шоссейной трассе. Он не является самым зрелищным, поскольку редко, когда получается следить за спортсменами на протяжении всей дистанции, но зато один из самых интересных. Резко меняющийся профиль дистанции, спуски, подъемы, различные покрытия от земли до камней и воды придают кроссовым соревнованиям определенной интриги.

Существуют различные вариации кроссового бега. К кроссу можно отнести простые пробежки по лесу, трейловый бег и . Последние два вида являются очень интересными, но в то же время, требующими особой подготовки от бегуна. В трейле спортсмен должен преодолеть сложную дистанцию. Причем сложность может быть обусловлена как покрытием (зачастую спортсменам приходится штурмовать реки и ручьи вброд), так и длинной дистанции вплоть до нескольких сотен километров. Скайраннинг — забеги, которые проводятся исключительно в горной местности и с обязательным набором высоты от 1000 метров, в зависимости от дисциплины.

Именно различные виды бега и возможность подобрать тот бег, который больше подходит человеку побуждают все большее количество людей заниматься бегом. Бег — это свобода. В первую очередь свобода выбора дистанции, интенсивности и места проведения тренировок. Каждый может бегать, как хочет, сколько хочет и где хочет. Таким может похвастаться не каждый вид спорта.

© 2024 magazin-dikar.ru - Все для здорового образа жизни